Ограничение оборотоспособности земельных участков, оборот участка в кодексе
Не нашли что искали?

Земельные участки ограниченные в обороте

Наследование земельного участка от А до Я – без ваших нервов и усилий
1
Защита от изъятия вашего земельного надела для нужд государства законными методами
2
Решение вопросов с госструктурами без топтания в очередях и общения с чиновниками
3
Быстрое разрешение застарелых конфликтов с соседями и арендаторами
4
Полный пакет документов для изменения статуса участка за несколько дней
5
Пул узких специалистов по земельному праву, налаженные связи с кадастровиками
6

Ограничение оборотоспособности земельных участков.

Юристы проконсультируют вас и помогут отстоять свои права
в судебном порядке
Описание услуги

Ограничение оборотоспособности земельных участков - интересная тема, в которой не всегда разбираются даже профильные земельные юристы, разрешающие судебные споры, помогающие провести регистрацию прав. Здесь нужно быть глубоко погруженным специалистом, чтобы досконально изучить тему и поддерживать все земельные вопросы. Юрист “Вектор Прайм” на это способен.

Оборотоспособность земельных участков

Земля как таковая - это особенный природный объект, поэтому к нему применимы особенные условия при вовлечении в оборот гражданами. Об этом повествует ЗК РФ. Поэтому и при получении вещных прав на ЗУ будет действие особых условий. Не всегда достаточно найти типовой договор купли продажи земельного участка и приобрести то, что понравилось.

Итак, существуют земельные участки, ограниченные в обороте. Они могут быть 2х типов: 

  1. в принципе изъятые из оборота, недоступные для предоставления в собственность частному лицу ни по суду, никак, недоступные для участия в гражданско-правовых сделках, недоступные для приватизации,
  2. ограниченные в некотором виде.

Вторые, в целом, тоже не могут передаваться в собственность гражданину, но в этом типе действуют некоторые исключения, которые прописаны в ФЗ. Само государство в целом и его муниципалитеты в частности как владельцы такой земли тоже ограничены в правах на предоставление ЗУ в оборот.

То есть ограничения оборотоспособности земельных участков подразумевают, что с ними могут быть проведены лишь те разновидности гражданско-правовых сделок, что по смыслу означают передачу прав пользования. А оно всегда временное. Такой сделкой может стать только сделка аренды на какой-то срок или же, к примеру, безвозмездного пользования. Собственности тут не предполагается.

Земельные участки, изъятые из оборота

Чтобы посмотреть конкретный список земельных наделов, что были полностью убраны из оборота, нужно открыть четвертый пункт ст.27 ЗК РФ. Такими становятся наделы, занятые расположенными в собственности государства таковыми объектами:

  • заповедники и нацпарки (кроме исключений);
  • постройки под ВС РФ и любые воинские органы;
  • постройки под военные суды;
  • объекты ФСБ, органов госохраны;
  • связанные с атомной энергией, ядерными и радиоактивными материалами;
  • ЗАТО;
  • лечебные и исполнительные трудовые учреждения МЮ РФ и МВД РФ;
  • кладбища и воинские захоронения;
  • инженерными коммуникациями, в том числе, линиями связи, построенными для охраны границ страны.

По списку объектов становится понятным и логичным, почему такие земли полностью убрали из оборота. Список нельзя расширить, он, что называется, исчерпывающий.

Есть и еще несколько запретов, касающихся приватизации. Она невозможна в отношении ЗУ на береговой полосе, ЗУ, на которых есть пруд или карьеры, подвергшиеся обводнению. Тут уже одновременно действуют Земельный и Водный Кодексы.

Также нельзя приватизировать участки, если они находятся на территориях общественного пользования. Проще говоря, это различные улицы и проезды, скверы и площади и так далее.

Земельные участки, ограниченные в обороте

Теперь переходим ко второму типу ЗУ. Которые не изъяты целиком и без “вольностей”, но имеют ограничения. Ограничение оборотоспособности земельных участков происходит также в отношении наделов, что числятся в собственности государства или муниципалитета. Здесь мы смотрим ту же статью того же кодекса, но опускаемся на пункт ниже - нам нужен пункт пятый.

Земельные участки, ограниченные в обороте, будут располагаться на местностях:

  • ЗАТО, если они не изъяты полностью;
  • с объектами археологического наследия;
  • с водными объектами на них;
  • лесного фонда;
  • с объектами культурного наследия, всемирного наследия;
  • особо охраняемых природных (не считая тех ЗУ, что относятся к первому пункту предыдущей категории);
  • с историко-культурными заповедниками;
  • выделенных под оборону или таможню;
  • выделенных под работы с морским и воздушным транспортом, а также сооружений для осуществления движения этого транспорта;
  • с железными дорогами и автотрассами любого значения (от федерального до местного);
  • выделенных под космическую деятельность и инфраструктуру под нее;
  • под гидротехникой;
  • выделенных для создания ядов и наркотических веществ;
  • что были загрязнены опасными веществами, радиацией, биогенными средствами;
  • что были подвергнуты деградации земли;
  • что зарезервированы для нужд государства или муниципалитета;
  • 1 и 2 пояса зон санохраны объектов с доступом под питьевую воду и хоз-быт нужды.

Здесь тоже все просто и понятно. Ограничения оборотоспособности земельных участков здесь необходимо только для того, чтобы участки использовались строго по назначению, которые им определены. Потому что это необходимо самому обществу. И ограничение выступает здесь в целях защиты интересов самого общества.

Подробнее на связанную тему можно прочитать здесь - - общественный земельный контроль.

Оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения

С с/х землями, которые из оборота не убраны, сохраняется тот же принцип - использование должно быть целевым, иначе это нарушение. Помимо этого существует еще 4 принципа:

высчитывается и закрепляется макс.размер угодья, что может быть в одном районе у одного владельца - человека или компании;

если ЗУ продается без публичных торгов, у субъекта РФ или муниципалитета (в ситуациях, где есть основания, предусмотренные законом) преимущественное право приобретения;

если ЗУ в долевке, преимущественное право на приобретение доли - у другого долевика-собственника, то же самое с членами КФХ, c/х-организацией;

особые правила действуют в отношении предоставления ЗУ из c/х-земель иностранцам-гражданам и иностранным юрлицам, а также лицам без какого-либо гражданства и фирмам, у коих в уставном капитале больше половины - иностранная доля.

Свои правила есть и у оборота ЗУ, выделенных под строительство дома или гаража, ЛПХ или дачи, сада, разведения животных или выращивания овощей на огороде. Их касаются другие подзаконные акты. 

При условии возможности составления соглашений между обществом и администрацией - как дополнение к существующим нормативам - только профильный юрист может разобраться в теме и провести полноценную консультацию. К нему также можно обратиться, если вам нужно оспорить кадастровую стоимость земельного участка.

Также у нас в компании работает семейный адвокат. Обращайтесь!

Записаться на бесплатную консультацию
  • User

    Нужна помощь

  • VectorPrime

    В течение 15 минут с вами
    свяжется опытный юрист
    со стажем 10 лет

    Кстати, первая консультация
    бесплатно

Записаться на бесплатную консультацию
  • User

    Нужна помощь

  • VectorPrime

    В течение 15 минут с вами
    свяжется опытный юрист
    со стажем 10 лет

    Кстати, первая консультация
    бесплатно