Общественный земельный контроль, как осуществляется?
Не нашли что искали?

Общественный земельный контроль

Наследование земельного участка от А до Я – без ваших нервов и усилий
1
Защита от изъятия вашего земельного надела для нужд государства законными методами
2
Решение вопросов с госструктурами без топтания в очередях и общения с чиновниками
3
Быстрое разрешение застарелых конфликтов с соседями и арендаторами
4
Полный пакет документов для изменения статуса участка за несколько дней
5
Пул узких специалистов по земельному праву, налаженные связи с кадастровиками
6

Общественный земельный контроль.

Юристы проконсультируют вас и помогут отстоять свои права
в судебном порядке
Описание услуги

В Российском законодательстве, кроме профильных организаций, осуществляющих контроль за исполнением земельного законодательства, предусмотрены также непрофильные, более того - негосударственные органы, которые параллельно надзирают за тем же. Они получили общее название общественного земельного контроля. Что это и как оно работает?

Понятие и функции общественного земельного контроля

Юридически полномочия общественного земельного контроля закреплены в статье 72.1 ЗК России. Там отмечено, что правомерная деятельность граждан может в данном случае трактоваться довольно широко. Хотя общественный земельный контроль имеет, прежде всего, предупредительную функцию, он может осуществлять также информационную и, как ни странно, карательную. Это как?

Под предупредительными мерами подразумеваются действия превентивные. То есть противоправное деяние еще не совершено, но уже принимаются меры, чтобы его предотвратить. Допустим, муниципалитет желает изъять у гражданина участок земли без соблюдения процедуры. Общественный земельный контроль тут имеет право как указать муниципалитету на его ошибку, так и юридически поддержать собственника, когда он будет отстаивать свою позицию в суде.

Информационные меры - это, прежде всего, сбор информации об отдельных объектах в рамках региона. Полученные сведения в дальнейшем используются региональными властями или муниципалитетом. А карательные меры - привлечение провинившихся к ответственности.

Читайте также: земельные участки ограниченные в обороте.

Органы земельного контроля

Здесь разброс поистине огромен, так как согласно все той же статье Кодекса данную деятельность могут осуществлять как НКО, независимо от цели их создания, так и негосударственные общественные объединения, а также отдельные граждане-энтузиасты. То есть проще говоря, едва ли не все, кто не спонсируется напрямую государством.

При этом непосредственно карательные функции такие общественные объединения осуществляют исключительно редко. В основном в их задачу входит сообщить компетентным органам, что правонарушение обнаружено, и пора поторопиться с исполнением правосудия.

Вообще в законодательстве нет четкого определения, что собой представляет работа общественного земельного контроля, где заканчиваются его полномочия, и где он не может проявлять инициативу. Указано лишь то, что представители такого контроля не могут:

  • Запрашивать документы,
  • Выписывать предписания,
  • Выдавать лицензию,
  • Разглашать государственную либо же коммерческую тайну, полученную в ходе деятельности.

А главное, им запрещен вход на частную собственность. 

Подобные объединения могут иметь расширенный функционал, если защищают интересы отдельной группы лиц. К примеру, это профессиональные союзы фермеров. В этом случае данные органы следят не только за тем, чтобы земля использовалась правильно, но и представляют интересы работников сельского хозяйства. 

То есть в расширенном функционале общественный земельный контроль выступает в роли некого профсоюза. Подробнее можно спросить у юриста по земельным спорам.

Государственные экспертизы и другие меры контроля

Как мы поняли, муниципальный и общественный земельный контроль обладают вспомогательными функциями. Основная же, ведущая роль остается за государственными структурами. Именно за государством остается самая жесткая из возможностей - карать.

Допустим, от муниципального и общественного земельного контроля пришла информация, что на отдельном участке в результате хоздеятельности земли существенно деградировали (из-за того, что использовались неправильно). Как эту информацию от муниципального и общественного земельного контроля подтвердить или опровергнуть? 

Для этого существует объективная оценка - государственная экспертиза. Ранее она проводилась по факту. Сейчас механизм введен еще на стадии планирования. Что разумно, так как предотвратить нарушение требует гораздо меньше издержек, чем его потом устранять.

Количество и качество экспертиз зависит от того, какую лицензию желает получить компания. В целом, подобная отраслевая экспертиза находится в компетенции Росземкадастра. Однако существует одна важная недоговорка.

Возможность проведения экологической экспертизы предусмотрена. И по идее использование участка по проектам, не прошедшим такую экспертизу, должно приостанавливаться. Но вот соотношение землеустроительной и экологической экспертизы установлено законодательством нечетко. 

Что делать, если одна экспертная комиссия дает добро, а другая - категорически против. Однозначного ответа нет, есть лишь размытые формулировки. Муниципальный и общественный земельный контроль этими дырами часто пользуется. Как и недобросовестные бизнесмены, которые прекрасно об этом лазейке извещены.

Такие противостояния есть, наверное, в каждом крупном городе. Они на слуху и могут продолжаться годами. При этом обе стороны формально правы. И у обеих сторон есть государственные документы, разрешающие одним строить, а другим - приостанавливать стройку. Вторые - это как раз муниципальный и общественный земельный контроль. Про второй поговорили, теперь про первый.

Муниципальный земельный контроль

Стоит сказать, что муниципальный и общественный земельный контроль - все же не одно и то же, хотя их часто упоминают в связке. По смыслу, муниципальный должен производиться органами местного самоуправления. Частенько для этого создается соответствующий комитет. Другой вопрос - в практическом исполнении.

Страна у нас большая, и в некоторых регионах муниципалитеты могут быть огромными по площади, слабо заселенными, с практически отсутствующими дорогами. Здесь муниципалитетам приходится взаимодействовать с общественными организациями, так как спектр вопросов, которые находятся в ведении муниципального и общественного земельного контроля, поистине поражает воображение.

Вот и получается, что вроде бы это две разные вещи, явления. Но по факту их упоминают слитно - муниципальный и общественный земельный контроль. Что остается за муниципалитетами, разберем.

Читайте также: договор на продажу земельного участка.

Осуществление земельного контроля органами местного самоуправления

Вся фишка в том, что в пределах своего муниципалитета муниципальный и общественный земельный контроль следит не только за нормативными актами, принятыми на территории. Он должен также следить, чтобы исполнялись региональные нормы, а также федеральные законы.

При этом в ведении муниципального и общественного земельного контроля находятся:

  • Порядок землепользования - комитет следит, чтобы не было самовольного занятия ЗУ, проверяет правоустанавливающие документы.
  • Использование земель - земли могут использоваться лишь в соответствии с выданным разрешением, иная реализация невозможна.
  • Исполнение обязанностей арендаторами - проверяющие должны отслеживать, чтобы арендованные участки своевременно освобождались по истечении договора.
  • Сохранность границ - межевые знаки должны быть неприкосновенны (см. образование земельных участков).
  • Претворение в жизнь предписаний - те нарушения, которые намечены к исправлению государственными инспекторами, также находятся в ведении муниципального и общественного земельного контроля.

Как вишенка на торте: муниципалитет еще должен и “иные требования зем. законодательства”. Никто не поясняет, что к этому относится. Как мы видим, общественный земельный контроль осуществляется сразу в нескольких плоскостях. Он огромен, а полномочия сильно урезаны.

Управление Росреестра как органа государственного надзора

Этот орган, имеющий уровень федеральной службы, первоначально, как следует из его названия, задумывался для ведения списка - реестра объектов недвижимости. Но впоследствии его компетенция стала более широкой. И он получил обязанности в сфере земельного надзора.

Подробно его полномочия мы расписывать не будем, так как они один в один дублируют полномочия муниципального в части надзора и контроля. Единственная разница - в том, что полномочия Реестра гораздо шире муниципального и уж тем более общественного земельного контроля.

То есть он имеет механизмы воздействия, а не только множество задач, как, например, общественный земельный контроль. При этом отдел Росреестра находится в каждом субъекте, это правило. А вот надстройка (не основание) в виде общественного земельного контроля где-то может и отсутствовать по факту.

Результаты проведения общественного земельного контроля

Примерно одинаково действует контроль всех уровней - посредством актов. Как вариант, общественным земельным контролем обнаружено правонарушение, составляется документ по определенному образцу. В акт обязательно вписывается лицо, которое его составляло, и понятые, которые участок осматривали. Они же подписывают результаты проверочного мероприятия.

К акту могут прилагаться доказательства, в качестве которых выступают замеры, фотографии, таблицы и так далее. С помощью этого можно будет впоследствии подтвердить либо же опровергнуть правонарушение. Акт может появиться как в результате плановой, так и в результате внеплановой проверки общественного земельного контроля (либо иных контролей, о которых мы говорили выше).

В данном случае совершенно неважно, кто именно проводит проверку. Так как государственный, муницип. и общественный земельный контроль осуществляется ради одной общей цели и единого результата - охраны земель и их логичного, оптимального использования.

Получить более подробную информацию поможет консультация земельного юриста.

Записаться на бесплатную консультацию
  • User

    Нужна помощь

  • VectorPrime

    В течение 15 минут с вами
    свяжется опытный юрист
    со стажем 10 лет

    Кстати, первая консультация
    бесплатно

Записаться на бесплатную консультацию
  • User

    Нужна помощь

  • VectorPrime

    В течение 15 минут с вами
    свяжется опытный юрист
    со стажем 10 лет

    Кстати, первая консультация
    бесплатно