Резервирование земель - процедура, о которой мало что известно обывателю. Попробуем пролить свет на эту тему.
Понятие о резервировании земли для государственных и муниципальных нужд
Начнем, как говорится, с начала - и проговорим, что такое вообще это резервирование земель для государственных и муниципальных нужд. Законодательство под этим термином понимает процесс, в ходе которого выделяются ЗУ, на которых позже разместятся объекты госзначения.
Главное, что нужно знать о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд - процедура служит публичному благу. Делают это для того, чтобы достичь тех или других целей, которые пойдут на пользу обществу. Однако при этом землевладельцы получают ряд ограничений в части эксплуатации.
И это может быть довольно неприятно - потому что, например, на таких ЗУ непозволительно строить дома. Купили вы, например, землю, подкопили деньжат, продали городскую трешку и на эти деньги собрались строиться. А ваш участок раз! - и зарезервировали. Стройка встала, материалы пылятся в углу участка, мечты о собственном двухэтажном домике приходится засовывать в долгий ящик и явно требуется консультация земельного юриста.
Основания для резервирования
Говоря о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, стоит вооружиться хорошим знанием Земельного Кодекса - в частности, советуем изучить статью 70.1 для общего ознакомления и статью 49 для более детализированной информации. В целом же основанием для резервирования земель может стать несколько вещей:
- Это поможет государству в исполнении договоренностей с иностранными партнерами.
- У страны или муниципалитета есть потребность, реализовать которую можно только при помощи этого конкретного участка.
- Запланированы работы по строительству новых или совершенствованию старых единиц энергосистемы, АЭС, автотрассы и так далее. И работы будут вести либо рядом, либо на наделе.
- Резервированием земель можно добиться решения каких-нибудь вопросов, имеющих федеральный или муниципальный масштаб.
А иногда резервирование земель случается и не только с участками в частном владении. Под ту же процедуру могут попасть и государственные территории. Например, если на них в обозримой перспективе рассчитывают что-то построить - дорогу, важные коммуникации, оборонные объекты и так далее. А еще в случаях, когда надел получает статус природной территории с особой охраной, или на нем строят объекты водного хозяйства.
Кроме того, основанием для резервирования земель из административной “копилочки” станет появление на них инфраструктурных единиц для экономической зоны с особым статусом. А еще аргументом в пользу резервирования земель может быть использование недр, которые под ними находятся.
Права землевладельцев при резервировании земель
Ответ на вопрос о правах собственников участков, которые зарезервировали, как правило, очень не нравится самим владельцам. Дело в том, что с одной стороны, запретов не так уж и много, но с другой - запрещаются едва ли не самые основные действия. Так, при резервировании земель их хозяевам нельзя строить ни жилые, ни бытовые объекты даже в согласии с ВРИ и категорией. А еще не позволяется заниматься осушением или орошением, организовывать пурдики и тому подобное. И действовать стоп-лист будет до тех пор, пока длится резервирование земель.
Кроме всего прочего, если на надел действует резерв - его нельзя приватизировать. Допустим, вы несколько лет живете за городом. Но земля, на которой вы проживаете, в собственности не у вас, а у местной администрации. И вроде бы по срокам смело можно землю приватизировать, но вы этого не делаете - все руки не дойдут. То внимания требует огород, то приболели, то в отпуск уехали. А тут сверху возьми да и зарезервируй земельку. И все, никакой приватизации - по крайней мере, до тех пор, пока не выйдет срок резервирования.
Важный момент: земля в этот момент может быть в аренде. А еще на нее может быть оформлен сервитут. Так вот срок и того, и другого, не может быть выше, чем срок резервирования. А как меняется от резервирования рыночная стоимость земельного участка - спросите на частной консультации у эксперта.
А вот эта практика довольно популярна. Довольно часто государство и муниципалитет резервируют те территории, которые потом ждет реквизиция земельного участка для достижения целей Отечества. Впрочем, тот факт, что практика частая, не говорит о том, что так обязательно случается с каждым попавшим в аналогичную ситуацию ЗУ.
К тому же, вы всегда можете подготовить судебный иск и оспорить попытку резервирования. Для этого мы советуем нанимать опытного юриста. Компетентный законник поделится хитростями для правильного составления заявления и поможет разобраться в ситуации. Например, трезво оценит ситуацию и объяснит, насколько велики или крошечны шансы на успех вашей затеи.
Процедура и сроки резервирования земель
Тут нам снова стоит открыть статью 70.1 все того же кодекса. Сконцентрируйте внимание на пункте 3 - предупреждаем, перечитать может потребоваться несколько раз. Если говорить простыми словами - для потребностей государства землю имеют право резервировать не больше чем на 3 года. А если речь идет о площадях, которыми владеют страна или муниципалитет, и которые рассматривают как место для реализации особой экономической зоны - то срок сокращается на год и не может быть дольше двух лет.
Впрочем, расслабляться рано. В некоторых случаях наделы могут попасть под ограничения аж на два десятка лет. Закон допускает такие сроки при условии, что владеет ими страна, в соцнайм или другое право пользования они не переданы. И только в том случае, что на них будут строить или воссоздавать что-то из списка:
- морской транспорт
- водный транспорт вообще, если он имеет внутрироссийское назначение
- транспорт железной дороги и воздушный
- метро и транспортные узлы
- федеральные трассы
Теперь мы знаем в каких случаях, зачем и на какое время могут зарезервировать нашу землю. Но остается непонятным алгоритм всей этой истории. Что вообще происходит, когда какой-то участок решают зарезервировать? Давайте старательно проштудируем правительственное постановление №561 - в нем есть вся основная информация по этому поводу.
Прежде всего, компетентный орган вообще принимает решение: нам нужно зарезервировать землю. Потом специалисты изучают несколько документов:
- бумаги о территориальном планировании
- документ об утверждении границ той территории, на которой в будущем намереваются размещать то, ради чего резервируется земля
- госпрограмма по изучению недр
Также во внимание принимаются и данные, которые есть в базе ЕГРН, в том числе и полученные через договор купли-продажи земельного участка. А затем эксперты работают над схемой резервируемых площадей и аккумулируют кадастровые номера тех ЗУ, которые окажутся в “зоне действия”. Причем в расчет берут и те наделы, которые попадают в радиус целиком, и те, которые “зацепило” какой-то частью.
Информация о резервировании должна быть доступна общественности - поэтому заметку о нем обязательно направляют в средства массовой информации. При этом само решение не может начать действовать раньше, чем пресса опубликует новость. Также и решение, и схема должны обязательно оказаться в Росреестре. Это нужно для того, чтобы в ЕГРН обновились данные и в “карточке” нужных объектов недвижимости появились сведения об ограничениях.
Конечно, всех возможных нюансов в обобщенном тексте мы затронуть не можем - поэтому советуем сходить на консультацию к юристу и обрисовать ему именно вашу ситуацию. В каждом кейсе есть свои тонкости и своя специфика, о которой знает и вовремя вспомнить только опытный юрист. Простому обывателю непросто самому вникнуть в такую узкую тему достаточно глубоко для того, чтобы ориентироваться в ней, так сказать, с закрытыми глазами. Поэтому лучше опираться на опыт и знания профессионала, который наверняка подкован в правовых вопросах куда лучше вас. Если вас пугает стоимость юридических услуг - подумайте о том, какие финансовые потери могут вас ждать в случае неудачного разрешения вашего дела. Наверняка сумма, которую вы потратите на экспертную помощь, окажется не в пример меньше потенциальных убытков.
Также мы можем помочь по вопросу: принудительное лечение