Земельные права граждан, участники земельных отношений
Не нашли что искали?

Земельные права граждан

Наследование земельного участка от А до Я – без ваших нервов и усилий
1
Защита от изъятия вашего земельного надела для нужд государства законными методами
2
Решение вопросов с госструктурами без топтания в очередях и общения с чиновниками
3
Быстрое разрешение застарелых конфликтов с соседями и арендаторами
4
Полный пакет документов для изменения статуса участка за несколько дней
5
Пул узких специалистов по земельному праву, налаженные связи с кадастровиками
6

Земельные права граждан.

Юристы проконсультируют вас и помогут отстоять свои права
в судебном порядке
Описание услуги

Земля, как основа жизни, природный и производственный ресурс совокупно есть объект земельных отношений (здесь можете прочитать: понятие земельного права), что возникают в ходе использования или владения землей между органами госвласти и местного самоуправления, организациями и гражданами.

Участники земельных отношений

Как говорит ЗК РФ, участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, муниципалитеты, Российская Федерация, ее субъекты (край, республика, область и т.д.).

Субъектный состав земельных правоотношений

Участники земельных правоотношений относительно земельных участков (по типу использования/владения) выступают в роли правообладателей. И кто же к ним относится? А это:

  • собственники, т.е. те, кто владеют землей по праву собственности (пройдена процедура государственной регистрации прав);
  • владельцы/пользователи ЗУ на праве пожизненного наследуемого владения - землепользователи;
  • землевладельцы - лица, пользующиеся землей на праве пожизненного наследуемого владения;
  • те, кто пользуются землей по договору аренды - арендаторы.

Кроме того, есть обладатели сервитута (публичного или частного) - лица, которые вправе пользоваться частью чужого ЗУ - сервитутом (ограниченное пользование).

Земельные права граждан

Всем субъектам земельных правоотношений государство гарантирует права. Земельные права граждан охраняются и Конституцией страны, и Гражданским, Земельным кодексами и другими законодательными актами.

Например, лицо не может быть лишено земли, просто потому, что 

кто-то так пожелал. Для этого должен быть вердикт суда (судебное решение). 

И через суд же гражданин может потребовать неприкосновенности своего участка, если тот занят незаконно.

Когда земля никем долгое время не используется, то она может казаться бесхозной, “ничейной”. Возможно, не были своевременно проведены земельно кадастровые работы, и у участка не определены границы, а посему о нем нет сведений в ЕГРН. У соседа смежного надела возникает огромный соблазн: а не присоединить ли ничейную землю к своему участку, все равно же пустует? Причем, соблазну подвержены не только простые люди, но и должностные лица. Но кем бы ни был “захватчик”, и какими бы доводами он не руководствовался, самовольное присвоение чужой земли - это посягательство на чужое, это нелегально, а значит, незаконно. Согласно действующим законам, легализация возможна только после выкупа и оформления государственной регистрации на такой участок (возникновение права). Однако, не все можно “присвоить”, а потом выкупить: участки леса, территории общего пользования, где проходят электросети, газопроводы и др. коммуникации, выкупить не получится.

Если же завладели землей в чьей-то собственности, то сие деяние, как противоправное, будет оспорено в судебном порядке в пользу пострадавшего. А правонарушитель должен будет снести самострой, освободить землю и компенсировать вред, нанесенный всем этим собственнику земли. Не забываем, что все, что не частная собственность, есть собственность чья-то: государства, федерации, муниципалитета. 

Однако, такое правонарушение в отношении приватных территорий - большая редкость в последнее время. Чаще всего дело касается земли общего пользования (см. земли общего пользования земельный кодекс): н-р, нарушитель ставит гараж  близко к дороге, игнорируя  границы собственного участка. Тем самым он сужает улицу, проезд смещается куда то вбок, близко к участкам других землевладельцев, которым ни проехать, ни нормально заехать на участок. Тут между участниками земельных правоотношений возникает конфликт. 
 
У граждан есть право владеть, пользоваться, распоряжаться наделом.

Кроме того, граждане имеют право:

  • на нормальную (а нормальная - это благоприятная для использования) окружающую среду и саму почву;
  • участвовать в разрешении споров по земле самостоятельно или с помощью представителей доверителя;
  • требовать возмещения ущерба/вреда, причиненных действиям госструктур (если нужна помощь, то смотрите тут: адвокат по земельным делам).

Однако стоит заметить: права хоть и права, но они не абсолютны. т.е. хоть реализовывать свои права можно, но в рамках дозволенного. Необходимо учитывать  определенную государством цель - участники земельных отношений обязаны пользоваться землей так, чтобы сохранять ее.

Без разрешения нельзя:

  • снимать и вывозить плодородный слой, 
  • извлекать полезные ископаемые (кроме общераспространенных). Ведь недра - точно такой же ценный природный ресурс как и почва.

Неисполнение обязательств может повлечь за собой лишения прав лица на землю.

Юридические лица в земельных правоотношениях

Как было сказано ранее, участниками земельных правоотношений, наравне с физлицами, могут быть и организации: они могут вести хоз деятельность на земле, конечно, если учредительной документацией предусмотрена такая деятельность. 

Государство поощряет производителей с/х товаров: это льготное страхование и кредитование, специальный налоговый режим ЕСХН: самая низкая ставка в 6% для производителей сельхозпродукции (продукция с/х - это продукты агрономии, лесного хозяйства, животноводства, в т.ч. выращивание рыб. Если осуществляется первичная или промышленная переработка, такой налог не применяется). 

Им не возбраняется оформление земли в собственность, если земля не ограничена в обороте или арендовать ее, но не на праве пожизненного наследуемого владения.

Муниципалитеты владеют землей на праве постоянного пользования, изредка - на праве безвозмездного срочного пользования.

Отдельно хочется сказать о фермерских хозяйствах. На протяжении десятилетий  такие крестьянско-фермерские хозяйства были и остаются сейчас семейно-трудовыми сообществами граждан, которые ведут предпринимательскую деятельность на земле, без создания статуса юрлица (если нужен юрист по семейным делам, обращайтесь к нам).

Однако, если в деятельности участвуют несколько лиц, не обязательно связанные родством, то граждане могут создать юридическое лицо КФК. Тогда участниками земельных отношений являются создаваемые по доброй воле объединения для совместной с/х деятельности.

Земельные права иностранных граждан и организаций

А как происходит использование земель, если пользуются ею иностранцы? И могут ли они вообще пользоваться землей российской?

Да, участниками земельных отношений вполне могут быть иностранцы. Законодательство ограничивает таких граждан и такие организаций лишь в приобретении:

  • сельхозугодий (ибо такие земли очень ценны  в плане стратегического значения);
  • наделов на приграничных территориях, что тоже понятно - это серьезно, это государственная граница.

Иностранные граждане могут быть членами СНТ, но только как арендаторы. И, конечно, льготы и господдержка для них не предусмотрена.

На российские организации также распространяются ограничения, если иностранные инвестиции составляют более половины уставного фонда. 

Но это, пожалуй, и все ограничения, ни о какой дискриминации земельных прав граждан иностранцев тут речи не идет. Иностранные граждане/организации имеют приоритетное право на выкуп или аренду ЗУ, если на них находится принадлежащая им недвижимость.

Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений

Все, что касается природопользования, режима охраны природных территорий, экологии в целом при использовании земель, находится в совместном ведении Правительства и субъектов земельных отношений. Это обусловлено необходимостью разумного использования земель с учетом особенностей тех или иных регионов.

При этом субъекты РФ имеют полномочия:

  • реализовывать земельные права граждан;
  • выкупать землю из частной/муниципальной собственности для своих нужд.

Исполнение полномочий субъектов имеет некоторую свободу для нормотворчества. Впрочем, регионы не могут утверждать положения, которые противоречат принципам федерального законодательства.

Субъекты могут создавать агентства и другие службы, полномочия прописаны ЗК РФ:

  • формирование местных программ по землепользованию и охраны земель;
  • определение предельных параметров участков, предоставляемых в собственность (где то не более 12 соток, а где то - не более 20);
  • расчет арендной платы.

Органы, сформированные региональными властями, ответственны за порядок утверждения/изменения границ поселений, включения в их состав земель с/х назначения или, наоборот, включения таких земель в перечень особо ценных территорий.

Записаться на бесплатную консультацию
  • User

    Нужна помощь

  • VectorPrime

    В течение 15 минут с вами
    свяжется опытный юрист
    со стажем 10 лет

    Кстати, первая консультация
    бесплатно

Записаться на бесплатную консультацию
  • User

    Нужна помощь

  • VectorPrime

    В течение 15 минут с вами
    свяжется опытный юрист
    со стажем 10 лет

    Кстати, первая консультация
    бесплатно