Получение наследства - достаточно длительная и далеко не простая процедура, требующая разрешения самых разных вопросов. Напряженная эта процедура для претендента на наследство как с психологической, так и с юридической точки зрения.
Но, несмотря на это, ритм жизни требует решать все вопросы быстро. Можно ли вступить в наследство через МФЦ, чтобы упростить себе задачу, или без посещения нотариальной конторы не обойтись? Ответим на этот резонный вопрос.
Что такое МФЦ
Многофункциональные центры задумывались как шаг на пути к цифровизации и унификации тех услуг, которые предоставляет государство как физическим, так и юридическим лицам. Резонное решение. Вместо того, чтобы бегать по инстанциям, расположенным в разных частях города, решить все возникающие вопросы в одном месте.
Это называется принципом одного окна. По сути, сотрудник МФЦ берет на себя часть обязанностей наследника. По факту, наследополучатель лишь подает заявление. Принять его, оформить - задача работников МФЦ. Также в обязанности наследника входит заключение договора на оформление наследства через мфц и оплата услуг, разумеется.
Оформление имущества, переходящего по наследству, через многофункциональный центр стало возможным с 2018 года. И далеко не все МФЦ подобную услугу оказывают. Поэтому, прежде чем отправиться для подачи собранных бумаг в ближайший центр, находящийся в шаговой доступности, имеет смысл уточнить детали по горячей линии.
Оформление наследства через МФЦ
Гладко было на бумаге. Но на практике вылезли определенные минусы. Чтобы сотрудник провел необходимые процедуры, доверенность на него все равно придется нотариально заверять. Поэтому в некоторых МФЦ нотариус находится в том же здании или даже непосредственно в центре.
Можно ли открыть наследственное дело в МФЦ? Нет, а вот зарегистрировать имущество, к примеру, квартиру - можно. Так что к нотариусу придется идти в любом случае, равно как и оплатить нотариальные сборы плюс госпошлину. Но даже так услуги многофункционального центра выходят куда дешевле, чем проведение всей процедуры через нотариуса.
Порядок действий при регистрации наследства в МФЦ
Действуем по следующему алгоритму, чтобы быстро и просто оформить наследство через МФЦ:
- Определяем место последнего проживания наследодателя либо же нотариуса, у которого наследственное дело открыто.
- Подаем нотариусу соответствующее заявление, получаем у него перечень документов для процедуры.
- Посредством сайта конкретного МФЦ или через портал Госуслуг записываемся на прием к специалисту.
- Также можно по старинке записаться по телефону через горячую линию, телефон которой легко ищется в интернете.
- В назначенное время прибываем в МФЦ и получаем реквизиты сотрудника, который будет заниматься вашим вопросом.
- С собой необходимо иметь пакет документов, перечень которых вы взяли у нотариуса чуть ранее.
- Документы пока не отдаем, а идем к нотариусу и заверяем доверенность на ведение дела для специалиста.
- Сдаем сотруднику вместе с полученной доверенностью собранный пакет бумаг.
- Заключаем с поставщиком услуги (то есть МФЦ) соответствующий договор и производим оплату.
- В назначенный день приходим и забираем результат.
Интересная особенность: в МФЦ есть возможность отслеживать состояние своего обращения. Это делается через сайт. То есть ходить и каждый день спрашивать, а готово ли, не надо.
Полученное свидетельство о праве на наследство - не конечная точка. Оно не подтверждает, что имущество перешло к ВАМ в собственность. Это документ, содержащий информацию о том, что наследство необходимо перерегистрировать на нового владельца.
Почему сделано именно так? К чему несколько этапов? Дело в том, что переоформление находится в ведении разных организаций, в зависимости от наследуемого имущества. И каждая из этих организаций требует свой пакет документов.
Обычно это три организации: банк переоформляет вклады, Росреестр - недвижимость, ГАИ - автотранспорт. Так что с результатом работы МФЦ надо будет пойти еще и туда, чтобы завершить переоформление на нового владельца, ставшего правопреемником.
Стоимость услуги МФЦ и сроки ее предоставления
По действующим правилам, МФЦ дается 10 рабочих дней на регистрацию права. Полное оформление документов - 108 рабочих дней. Отсчет осуществляется с момента, когда заключен договор. Важно помнить, что в выходные дни МФЦ не работает, поэтому их необходимо приплюсовать к сроку.
Непосредственно услуга “вступление в наследство через МФЦ под ключ будет стоить 4000 рублей. Что относится к другим расходам? Обязательный нотариальный сбор, это плавающая величина, которая зависит от конкретного региона. Плюс сама нотариальная услуга по заверению письменного уполномочивания - 1200 рублей.
Заверение нотариуса будет стоить символические 200 рублей. Далее идет государственная регистрация объекта недвижимости. Величина тут фиксирована по закону:
- 2000 рублей - физлицам,
- 22000 - юрлицам.
Государственная пошлина также является фиксированной, но ее сумма непосредственно зависит от степени родства между наследователем и наследником. Считается она в процентах. Для 1-2 очереди - 0.3 процента от общей стоимости имущества (не более 100000 р.), для 3-7 - 0.6 (не более миллиона).