Источники земельного права - полноценный массив правовых норм, которые закреплены в законодательстве и обязательны к выполнению всем. Первичным элементом будет правовой акт - базисный документ, в котором будет содержаться множество норм, связанных между собой. Законодательство в большинстве случаев представляет собой некую “пирамидку”.
Понятие и виды источников земельного права
Правовых актов множество, но все они уложены в иерархическую систему. Земельное право - это тоже некая пирамида.
- Верхушкой такой системы будут международные договоры, подписанные РФ.
- Вторым эшелоном выступает Конституция РФ.
- Далее идут федеральные законы и связанные с ними подзаконные акты.
- Наконец, законы каких-либо субъектов РФ.
Как мы видим из этой пирамиды, здесь представлены фактически все органы государственной власти.
Законы, принимаемые на разных уровнях “пирамиды” - своеобразный предмет земельного права (ЗП). Они будут регулировать земельные правоотношения. То есть закон субъекта РФ в принципе не может противоречить ни ФЗ, ни Конституции. Соответственно, компетенция органа, принимающего какой-то акт, урезана вышестоящими инстанциями.
Источниками земельного права являются
В теории земельное законодательство в целом выглядит красиво, на практике же получается, что гладко было на бумаге, но про овраги мы забыли. Разобраться досконально с источниками ЗП - до сих пор достаточно сложная задача.
Так как у нас есть отдельно земельное законодательство, законы о котором сведены в специальный кодекс - Земельный (ЗК РФ), а также отдельные акты. Причем часть из них является общефедеральными, часть - исключительно региональными. И это тоже влияет на метод земельного права.
Так как муниципальные образования - муниципалитеты - строго говоря, не являются госвластью, они - элементы местного самоуправления, придется приплюсовать еще и третий источник - местный. Он имеет ограничения по территории действия. То есть мы имеем не один, а целых три источника.
Конституция как источник земельного права
Главенствующий закон обеспечивает права и свободы гражданина РФ. Это знают все. Но та же самая Конституция подробно описывает федеративное устройство нашего государства, обеспечивая права отдельных членов Федерации. Она же четко определяет, какими полномочиями наделено местное самоуправление.
Так что положения Конституции - это отправная точка для всех абсолютно отраслей права, земельное законодательство находится в этом же списке. Если говорить технически, в Конституции РФ содержится два больших “земельных” пула. Первый посвящен непосредственно земельным отношениям. Он включает в себя статьи 9, 36, 42, 58 и в некотором смысле 72.
Эти статьи дают определение, что такое природные ресурсы, как ими можно владеть и в какой форме, говорят о возможности частной собственности на землю, требуют от каждого бережно охранять природу. Несколько особняком стоит статья 72. Она говорит не только об экологической безопасности, но и о взаимоотношениях между субъектами, в частности, не только земельного, но также водного и лесного законодательства. А также регламентирует пользование недрами.
Второй пул напрямую не рассказывает о земельных отношениях. Он скорее социален. Но опосредственно в нем можно найти упоминания о земле.
- Статьи 1 и 7 говорят о том, что Российское государство имеет демократическое устройство. Характер власти социальный и правовой.
- 2, 17 и 18 повествуют о правах и свободах человека. Есть и право владеть собственностью. Она может быть в виде земли.
- Ст.8 посвящена экономической деятельности. Она говорит о том, что экономическое пространство должно быть единым целым, а экономика - конкурентной. Земельные же ресурсы могут использоваться для проведения экономической деятельности.
- Статьи 25 и 40 говорят о праве человека на жилье и неприкосновенности этого жилья. Здесь упоминание о земле содержится в пункте, где самоуправление призывают поощрять жилищное строительство, в том числе, посредством субсидий и выделения наделов.
- Статьи с 45 по 48 говорят о том, что государство гарантирует защиту, в том числе, судебную, если права и свободы человека нарушены, например, в праве владения землей.
- Статья 57 же - наверное, самая любимая государственной властью. Она повествует о том, что каждый гражданин в рамках закона имеет обязанность платить все налоги и сборы, также и за владение землей.
Подробно разбирать Конституции субъектов Федерации, имеющих статус Республик, к примеру, Башкортостан или Татарстан, бессмысленно, так как эти документы фактически аналогичны общероссийской Конституции.
Суммируем сказанное. Конституция имеет главенствующее положение среди других. Этот закон как источник земельного права утверждает, что человек имеет право на владение землей, использование ее для экономической деятельности и может рассчитывать на защиту, в том числе, правовую, от государства в случае возникновения споров. Но при этом он обязан бережно использовать ресурс и уплачивать все положенные налоги.
Федеральные законы как источники земельного права
Спустимся в нашей пирамиде на этаж ниже - на уровень федеральных законов. Начнем с того, что закон должен соответствовать двум положениям:
- Закон создан как нормативный акт, регулирующий тему или ряд тем, имеющих общественно важное значение.
- Полномочиями принимать законы наделены только высшие законодательные органы РФ и ее субъектов.
То есть, говоря проще, на уровне РФ это будет Государственная Дума, а в Республике Башкирия, к примеру, это будут Курултай.
Правила территориальности тут соблюдаются. То есть законы, принятые Госдумой РФ, обязательны для выполнения на всей территории страны. “Парламентом” субъекта - лишь в пределах этого субъекта. Отдельно стоит сказать, что законы могут приниматься референдумом - то есть всенародным голосованием.
Чтобы вплотную рассмотреть понятие земельного права, обратимся к кодексам. На сегодня в отношении земли действуют следующие ФЗ, сведенные в Кодексы:
- Земельный (с 2001),
- Градостроительный (с 2004),
- Лесной и Водный (оба с 2006).
В кодексы не попали ФЗ № 4, 7, 26, 33, 78, 109, 221.
Вот, собственно, сердцевина земельного законодательства, действующая на базе ранее принятых законов природно-ресурсного блока.
Подзаконные нормативные акты как источники земельного права
Здесь подразумеваются Указы Президента, равно как и Постановления Правительства. Уровнем ниже идут ведомственные акты, без них виды источников земельного права были бы неполными. В самом низу - нормативные акты местного самоуправления - то есть муниципалитетов.
Указы Президента РФ как источники земельного права
Можно увидеть противоречие в том, что Указы Президента могут выступить источником какого-то права. Противоречие возникает, только если нарушена статья 90 - то есть Указ по своему смыслу противоречит Конституции либо же уже действующим Федеральным Законам.
Такая ситуация проистекает из полномочий Президента, который, согласно все той же Конституции, и есть гарант прав и свобод гражданина. Подписанные им Указы обязательны для исполнения по всей стране. Причем здесь понятие и особенности источников земельного права?
Статья 80 отдельно содержит указание на то, что именно Президент и никто иной определяет направления как внешней (направленной за границы), так и внутренней (направленной на граждан и институты) политики государства. А земельное законодательство - это часть внутренней политики.
Постановления Правительства как источники земельного права
Они имеют несколько меньший вес, но они тоже относятся к источникам земельного права. То, что они могут делать, описано в статье 110 и 115 Конституции. Относительно земельного права все их полномочия описаны в статье 114. Она говорит о том, что Правительство может регулировать земельные отношения в части:
- бюджета,
- осуществления контроля за федеральной собственностью,
- охраны существующей собственности и общественного порядка.
То есть по сути своей их полномочия имеют распорядительные функции. Кроме перечисленных пунктов, они могут также выдвигать предложения по улучшению управления федеральной собственностью.
Ведомственные акты как источники земельного права
Это всеразличные инструкции, которые обязательны к выполнению определенного федерального министерства/службы/агентства. Каждая из этих организаций обладает собственным четко ограниченным кругом полномочий и вопросов, которыми она занимается.
В рамках этих вопросов она будет выпускать инструкции. То есть к примеру для федеральной службы безопасности будут одни инструкции, а для росгидромета или росреестра - совершенно другие. Источником земельного права не для сотрудников, но для граждан они будут выступать лишь в рамках полномочий.
Нормативные акты организаций как источники земельного права
По сути своей это также инструкции, но не в масштабах министерств, а в более скромных объемах. К примеру, свои внутренние инструкции может выпускать сельскохозяйственное предприятие. К примеру, инструкция об оценке и правилах вспашки, и это тоже предмет земельного права.
Данный документ будет распространяться на всех работников данной организации в ходе их работы на данное предприятие. Когда работник прекращает свою деятельность по трудовому договору, данные правила на него больше не распространяются.
Здесь существует некоторая путаница, так как правила внутреннего распорядка могут пересекаться с ведомственными инструкциями. Возьмем для примера работу лесничества. Правила действуют как в отношении служащих данной организации, так и в отношении граждан, которые, находясь на территории лесничества, должны соблюдать определенные рамки.
Дабы метод земельного права был логичен, противоречия разрешаются по принципу территориальности. То есть на территории лесничества правила действуют, а на личном дачном участке гражданина - нет.
Общие принципы права, договоры и обычаи как источники земельного права
Здесь наблюдаются опять же очевидные противоречия. 15-я статья Конституции - о том, что международное право, равно как и его часть - международные договоры, есть часть правового массива РФ. Однако принятые в последнее время законы отдают приоритет местному праву.
Иными словами, если наднациональный закон противоречит национальному законодательству, приоритет отдается законодательству РФ. Что касается различных традиций и сложившихся практик, в Конституции они не закреплены. Единственное, что подходит здесь по смыслу, это статья 6-я Гражданского Кодекса.
Она гласит, что в случае невозможности использовать аналогии закона, то есть применение имеющегося законодательства, необходимо исходить из разумности, справедливости и общего смысла закона. Что под этим подразумевается, не понятно, так как у различных этносов правовые и моральные традиции, равно как и их толкование, совершенно разные.
Фактически правовой обычай как таковой на территории РФ в отношении частных лиц не действует. Он применяется лишь в ходе территориальных споров между субъектами, когда один из регионов требует включить в свой состав часть территории другого региона на основании того, что исторически он принадлежал данной Республике или Краю.
Но такие споры могут длиться годами и не приводить ни к чему. Этот вопрос, касающийся части понятия земельного права, еще предстоит проработать впоследствии.