Кредиторы ликуют: разрешили продавать единственное жилье банкротящегося
Даже люди, мало знакомые с юридической практикой, знают, что единственное жилье банкрота неприкосновенно. Но статус этого жилья всегда вызывал вопросы. Ведь единственным жильем может быть комната в коммуналке или трехэтажная загородная резиденция. Верховный Суд занял последовательную позицию: продать жилье, даже если она роскошная, и купить должнику квартиру попроще нельзя. А вот Конституционный Суд с ним не согласился, в своем решении закрепив возможность разменять жилье в пользу кредиторов. Правда, с определенными ограничениями.
Свой первый шаг КС предпринял еще в 2012 году, когда своим постановлением №11 указал на допустимость размена дорогой недвижимости для приобретения более дешевого жилья. И предписал изменить законодательство в этой части. Однако законодательные поправки так и не были внесены в течение последующих девяти лет. Сейчас же дело сдвинулось с мертвой точки. Своим постановлением КС обязал суды применить свою позицию, не дожидаясь законодательных поправок. Согласно позиции КС, суды теперь обязаны соотносить рыночную стоимость жилья с величиной долга.
Также КС разъяснил, что кредиторы, равно как и суд, не могут обязать должника переехать в другой регион. Кроме того, существует еще одно ограничение: приобретенное замещающее жилье не должно быть по площади меньше, чем по установленным нормам. В данном случае используются нормы предоставления жилья на условиях социального найма. То есть из расчета на каждого члена семьи, проживающего с должником.
Эксперты отметили, что данная практика начнет в скором времени активно развиваться, но судам придется приложить немало усилий, чтобы детализировать позицию КС.