Предварительное следствие (дознание)

Оглавление

Вектор Прайм предлагает юридическую помощь на стадии предварительного следствия. Наши юристы и адвокаты помогут вам на самых раниях стадия производства. Для того, что бы получить бесплатную консультацию вы можете позвонить по телефону +7 (495) 21-21-027 и наши сотрудникиобязательно вам помогут!

Предварительное расследование осуществляется одним из органов предварительного следствия либо органом дознания в зависимости от формы его проведения.

В начале 21-го века, когда условия жизни в России характеризовались относительной стабильности общественной жизни, а также достаточно напряженной криминальной обстановкой, предварительное следствие осуществлялось представителями четырех ведомств:следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями органов ФСБ и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Данная процедура регулировалась не Уголовно-процессуальным кодексом, а соответствующим законодательством об организации деятельности названных правоохранительных органов. При этом прокурор имел широчайшие полномочия касательно надзора за процессуальной деятельностью следователей из всех ведомств.

Согласно Федеральному закону от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» объем предоставляемых прокурору полномочий характеризовался как надзорное полновластие прокурора, используемое в досудебном производстве по уголовным делам. Данные полномочия являлись правовым средством обеспечения возложенной на него функции, а именно — уголовного преследования лиц, которые виновны в совершении преступления. Таким образом, в досудебном производстве по уголовным делам просто не существовало вопроса, который не мог быть решен прокурором полностью на законном основании. Само же решение могло быть таким, как прокурор посчитает нужным.

Лишь в 2007 году ситуация была изменена с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Отныне в системе прокуратуры Российской Федерации учреждается Следственного комитета при прокуратуре РФ, а также следственные управления данного комитета. С того времени Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации является не коллегиальным руководящим органом, который заведует следственной деятельностью. Данный комитет становится одним из четырех специализированных военных следственных подразделений при прокуратуре РФ. Отличительной особенностью новаций стала самостоятельность Следственного комитета со всеми его звеньями, которые не подчиняются напрямую руководителям органов прокуратуры. Сам следственный аппарат теперь находится не в составе прокуратуры, а при ней. Таким образом, не только прокуроры и заместители, но даже Генеральный прокурор РФ не имеем прямого контроля над отделенным комитетом.

Роль прокурора в органах предварительного следствия были изменены благодаря названным организационно-правовым мерам с помощью «сквозного» редактирования соответствующих норм УПК РФ. Теперь он лишен многих процессуальных полномочий, которые связаны как с личным участием прокурора в предварительном следствии и уголовном преследовании, так и управлением данной деятельностью. Благодаря законодательным изменениям следователи прокуратуры и соответствующих ведомств не смогут возбуждать уголовные дела, в личном порядке проводить предварительное следствие, принимать участие в расследовании, руководить действиями следователя, в том числе одобрять или не одобрять его решение. Функции проверки хода расследования, предоставление следователю обязательных для исполнения указаний, отмена постановлений или даже полное прекращение уголовного дела отныне также вне компетенции прокуроров.

Все названные выше полномочия были переданы соответствующим руководителям, которые возглавляют определенные следственные органы и подразделения. Другими словами, полномочиями были наделены непосредственные участники досудебного производства по тем или иным уголовным делам. Ранее в органах федеральной службы безопасности, а также органах внутренних дел уже существовали начальники следственных отделов. Теперь такие аналоги были созданы и в органах прокуратуры.

Благодаря появлению нового участника предварительного следствия появилась необходимость законодательного закрепления процессуальных полномочий руководителей следственных органов, что и было сделано соответствующим приказом начальника Следственного комитета при МВД России 17 декабря 2007 года. В то же время процессуальные правоотношения отныне будут регулироваться исключительно с помощью закона.

Согласно Федеральному закону от 5 июня 2007 г. в законе «О прокуратуре Российской Федерации» не были внесены изменения относительно функций и задач уголовного преследования, а также надзора за процессуальной деятельностью реформированных органов дознания и предварительного следствия. Органы предварительного следствия были реформированы, а взамен урезанных полномочий установлен целый комплекс процессуально-правовых надзорных средств, который характеризуется собственным органом надзора со значительными процессуальными полномочиями в каждом из четырех ведомств.

Согласно принятым изменениям положение российского следователя несколько изменилось и стало выглядеть следующим образом. В статье 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации описан круг уголовных дел, участие в расследовании которых находится в компетенции следователей каждого из названных ведомств.

Права и обязанности каждого следователя в процессе работы над конкретным уголовным делом полностью одинаковы вне зависимости от принадлежности к тому или иному ведомству, должности, типа расследуемого преступления, уровня сложности дела, а также объема проводимой следственной работы.

В случае наличия законных оснований следователь имеет право возбудить уголовное дело или же приступить к его расследованию. При этом направление расследования может выбираться самостоятельно согласно имеющимся следственным версиям. Например, следователь самостоятельно определяет вид проводимых следственных действий в процессе сбора необходимых доказательств, а также состава участников в области таких элементов следствия как допросы, очные ставки, проведение экспертного исследования, принятие мер уголовно-процессуального принуждения и прочее. Более того, он не только имеет право, но даже обязан использовать их, если не считает нужным возбуждение ходатайства перед судом с целью принятия необходимого решения.

Однако, несмотря на процессуальную самостоятельность следователя, где помимо судебной прерогативы на использование определенных мер процессуального принуждения, которые связаны с нанесением ущерба правам и свободам некоторым участникам уголовного судопроизводства, имеется ряд ограничений, налагаемых действующим законодательством. В частности это касается выполнения отдельных следственных действий, привлечении обвиняемого лица к ответственности, выборе мер пресечения или же квалификации преступления. Данные указания являются обязательными для выполнения каждым следователем, но в то же время при необходимости могут быть обжалованы в вышестоящем следственном органе. При этом обжалование в ходе стандартной процедуре не приостанавливает исполнения предписанных указаний. Исключением могут служить непосредственные указания руководителя следственного органа, касающиеся передачи дела, квалификации преступления, привлечения обвиняемого, избрания необходимой меры пресечения, направлении дела на рассмотрение в суд и так далее. При несогласии с полученными указаниями следователь имеет право представить руководителю вышестоящего следственного органа определенные материалы уголовного дела, а также имеющиеся возражения в письменной форме. Согласно ч. 3 и 4 ст. 39 УПК РФ не подлежат обжалованию письменные указания руководителя следственного органа, предписывающие выполнение требований прокурора, связанных с устранением нарушений федерального законодательства, которые были допущены в процессе предварительного следствия.

Следует отметить, что указания прокурора как таковые не являются обязательными для исполнения следователю. Во многом исполнение полученных указаний зависит от точки зрения руководителя следственного органа. Так в случае несогласия следователя с поступившими требованиями относительно устранения нарушений федерального законодательства, которые были допущены в процессе предварительного следствия, его начальник под личную ответственность в письменном виде сообщает прокурору относительно имеющихся возражений следователя. В тех случаях, когда мнение следователя расходится с решением прокурора относительно отмены его постановления о возбуждении уголовного дела, следователь имеет право обжаловать полученное решение прокурора вышестоящему прокурору. В случае недовольства и его решением — Генеральному прокурору РФ при наличии согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Такое согласие может дать и руководитель следственного органа того или иного федерального органа исполнительной власти. Обжалованию также может подлежать возвращение обвинительного заключения по уголовному делу с целью производства дополнительного расследования, изменения объема обвинения, изменения обвинительного заключения либо устранения обнаруженных недостатков.

Сроки предварительного следствия в данном случае составляют трое суток с момента поступления материалов. В течение семидесяти двух часов вышестоящий прокурор обязан вынести постановление относительно отказа в удовлетворении ходатайства следователя, либо постановление об отмене решения нижестоящего прокурора о возвращении уголовного дела следователю.

Во втором случае согласно ст. 211 УПК Российской Федерации дело направляется в суд после соответствующего утверждения вышестоящим прокурором. При этом нижестоящий прокурор, который потерпел поражение в процессуальном споре с соответствующим руководителем ведомственного следственного аппарата, занимает положение уголовного преследователя. То есть ему следует быть готовым к поддержке государственного обвинения в ходе судебного процесса с использованием следственных материалов, которые еще не готовы для приобщения к судебному разбирательству.  

Следователь также имеет определенную власть по отношению к органу дознания. Например, он обладает правом давать органам дознания предписания, которые обязательны для исполнения. Письменные поручения могут касаться процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий, выполнения некоторых следственных действий, выполнения постановлений относительно производства иных процессуальных действий. Согласно ст. 38 УПК РФ следователи также имеют право требовать содействия при их производстве. Это необходимо для того, чтоб в процессе работы над сложным делом следователь был в состоянии справиться с поставленными перед ним задачами. Ведь, как правило, обычному кабинетному работнику не под силу самостоятельно справиться с трудоемкими следственными мероприятиями. В повседневной работе следователь часто нуждается в помощи достаточно оснащенного военизированного органа государства, который располагает как оперативно-розыскными полномочиями, так и другими средствами и возможностями, включающими в себя человеческий ресурс, способный выполнять самые разнообразные задачи, которые возникают вследствие имеющейся криминальной обстановки. Все постановления следователя, которые были вынесены в полном соответствии с законом, являются необходимыми для исполнениями как для физических, так и для юридических лиц.

В 2008 году в российском законодательстве наряду со следователем было узаконено другое должностное лицо, которое имеет необходимые полномочия для осуществления предварительного следствия по уголовному делу — следователь-криминалист. Данный специалист по поручению руководителя следственного органа также имеет право участвовать в тех или иных процессуальных действиях без необходимости принятия уголовного дела к своему производству. Такое нововведение стало результатом многолетнего опыта в сфере повседневной деятельности прокуроров-криминалистов в процессе расследования уголовных дел. Основной идеей участия в деле следователя-криминалиста является производство отдельных следственных действий или даже цикла подобных действий, которые находятся в его компетенции (знания, опыт применения криминалистической техники, методика выполнения определенных следственных действий, а также соответствующие процессуальные полномочия). Участие в расследовании уголовного дела следователя-криминалиста означает наличие следственной группы. Процедура создания и последующие правоотношения, которые возникают между участниками следственной группы, также регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 163).

Предварительное следствие (дознание) - юристы и адвокаты

    Получить консультацию